О СОЗДАННЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОТДЫХА И
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивные смены детских лагерей включает три этапа: организационный, основной, итоговый.
Задачами организационного этапа инклюзивной смены для детей-инвалидов и детей с ОВЗ является развитие навыков пространственной ориентации (знакомство с непривычными бытовыми условиям и адаптация к ним, друг с другом, вожатыми, детским лагерем, правилами совместного проживания и взаимодействия) и сенсорной сферы (восприятия). Эти задачи могут быть решены посредством игр на знакомство, игр-путешествий, экскурсий по территории лагеря, огонька знакомства, общего вечернего сбора лагеря, музыкально-игровых мероприятий. Сам организационный этап может длиться 5-7 дней и зависит от уровня социализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью (может потребоваться корректировка режима дня с учётом увеличенной потребности в отдыхе детей-инвалидов и детей с ОВЗ).
Основной этап инклюзивной смены направлен на обеспечение полноценного участия детей с ОВЗ и инвалидностью в досугово-образовательной деятельности. Основными видами деятельности являются воспитательная, творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность.
Задачами основного этапа для детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются развитие умений и навыков коммуникации, содействие эмоциональному развитию детей. Важным является создание условий для совместной деятельности детей, коммуникации между ними (встречи со взрослыми, состоявшимися людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, совместный творческий концерт, поездки и выездные экскурсии для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (при наличии возможности). Все это важная часть социализации, будет содействовать познавательному развитию, сенсорной и эмоциональной сферы детей.
На итоговом этапе реализации инклюзивной смены создаются условия для анализа (важно учесть когнитивный уровень развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ, особенно рефлексивные и аналитические навыки) участия в смене, определения ценности опыта общения и взаимодействия, полученных в детском лагере (проведение итоговых мероприятий смены: торжественная церемония закрытия, прощальный "огонек", вручение