МОУ "Комсомольская СОШ"
Белгородский район, п.Комсомольский
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

    При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

    В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

    • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
    • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
    • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении
    • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

    Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

    Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

    Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

    • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
    • диагноз продляют;
    • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

    Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

    Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

    • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
    • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
    • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
    • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

    Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

    • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
    • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
    • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
    • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

    В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

    • в инклюзивном классе массовой школы,
    • в коррекционном классе массовой школы, 
    • в коррекционной школе,
    • надомное образование,
    • семейное образование.

    В нашей школе имеются следующие условия для обучения детей с ОВЗ.

    1. Официальный сайт образовательной организации адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению и приведен в соответствие с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов.

    2. Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.

    3.Обучение организовано по адаптированной образовательной программе

    4. В образовательном процессе используются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы.

    5.В школе функционирует ПМПК, проводятся индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом и учителем -логопедом

    6. Вход в школу оборудован пандусом.

    7. При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне

    8. На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал, гардероб.

    9. На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната

    Программы дополнительного образования, секции и кружки адаптированы для детей с ОВЗ

    Дети участвуют в общественной и творческой жизни школы

     Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
    Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

    • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
    • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события. Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
    • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
    • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

    Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта.  В том числе:

    • Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
    • Предметно-практическая деятельность. Самообслуживающий труд. Использование бытовых устройств. Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью. Художественно-прикладной труд.
    • Творческая деятельность.
    • Спорт.
       

    Меры поддержки

    Питание.
    Питание
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Бесплатный горячий завтрак для детей с ОВЗ Бесплатный сухой паек для детей, находящихся на надомном обучении
    Дистанционное обучение.
    Дистанционное обучение
    ОВЗ
    В школе реализуется возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно
    Питание учащимся льготной категории.
    Питание учащимся льготной категории
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

    Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

    Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

    Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

    Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

    В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    В школе создана универсальная безбарьерная среда для  инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи »)

    В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

    Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками.

    Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети -инвалиды и обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.

    Для детей с нарушениями речи функционирует логопедический кабинет. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Кабинет для детей с ОВЗ, или кабинет инклюзивного обучения, является частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности образования этой категории школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.

    Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы.

    Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.

    В МОУ "Комсомольская СОШ" в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.

    Пандусы
    Безбарьерная среда
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie